Коршунова
Людмила
Михайловна
Подписан: Коршунова Людмила
Михайловна
DN: C=RU, OU="заведующий ", O="
ГБДОУ детский сад 43
комбинированного вида Фрунз. р-на
СПб ", CN=Коршунова Людмила
Михайловна, E=gdou43@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-05 13:27:02
Foxit Reader Версия: 9.7.2
УТВЕРЖДЕН
заведующим ГБДОУ детский сад № 43
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Коршуновой Л.М.
приказ от 29. 08.2025 г. № 67
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Календарно-тематический план
по реализации образовательной программы дошкольного образования
в средней группе (4-5 лет)
на СЕНТЯБРЬ
Воспитатели:
Направл
ения
развития
Содержание образовательной деятельности
Формы работы/
Наименование вида
занятия
Тема/название
занятия
Художе
ственно
эстетич
еское
развити
е
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
СЕНТЯБРЬ
01.09-05.09
«Здесь играем и мечтаем – в нашем садике родном»
Положительное отношение к детскому саду,
Беседы
Интернет ресурс
группе, сотрудникам. Правила поведения в
Игры на знакомство (с
детском саду (в группе, на прогулке, в столовой).
новыми детьми)
Умение здороваться, прощаться, благодарить.
Игры на сплочение
Умение делиться игрушками, помогать друг
коллектива
другу.
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Экскурсия по детскому саду
Умение устанавливать простейшие
Математические игры
Интернет ресурс
пространственно-количественные связи и
отношения между предметами. Представления о
фигурах: шар, куб, квадрат, круг, треугольник.
Знакомство с детским садом, с его помещениями. Групповое занятие по
«Детский сад».
Чувство любви к детскому саду, уважение к его
ознакомлению с
([10], стр. 40)
сотрудникам, их труду.
окружающим миром
Понимания, чем дети будут заниматься на
Групповое занятие по
Беседа с детьми на
занятиях по развитию речи, для чего нужно
развитию речи
тему «Надо ли
учиться говорить правильно.
учиться говорить?»
([9], стр. 25)
Активизация словаря по теме «Детский сад».
Беседы
Интернет ресурс
Умение отвечать на вопросы по содержанию
Рассматривание сюжетных
прочитанного. Умение составлять короткие
картинок
рассказы о детском саде
Дидактические игры
Чтение художественной
литературы
Умение рисовать разные предметы в соответствии Практическое занятие по
«Нарисуй картинку
с содержанием рисунка. Умение доступными
рисованию
про лето». ([14],
средствами передавать в рисунке впечатления от
стр. 43).
окружающего.
Отметка
о
выполне
нии
Примечание
Умение лепить пирамидку из дисков разной
величины с верхушкой в виде головы медвежонка,
зайчонка, котенка (по выбору). Умение
планировать работу (выкладывание комочков
пластилина в ряд от самого большого к самому
маленькому).
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег колонной по одному. Умение
сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной
площади опоры. Умение энергично отталкиваться
двумя ногами от пола (земли) и мягко
приземляться при подпрыгивании.
Практическое занятие по
лепке
«Ушастые
пирамидки»
([18], стр. 28)
Познавательное развитие
Социальнокоммуникати
вное
развитие
Физическое развитие
Групповые занятия по
Планируется
музыке
музыкальным
Слушание и разучивание
руководителем
песен о детском саде.
Групповые занятия по
Занятия 1, 2.
физкультуре
([21], стр. 19, 21)
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Планируется ИФК
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Беседа о пользе физических
упражнений и закаливания
СЕНТЯБРЬ
08.09-12.09
«Осень ранняя пришла – мы ее встречаем. Деревья»
Желание участвовать в совместной деятельности
Беседы
Интернет ресурс
по уборке территории.
Наблюдения
Трудовая деятельность на
участке
Дидактические игры
Умение сравнивать две равные группы предметов, Групповое занятие по ФЭМП Занятие 1.
обозначать результаты сравнения словами:
([24], стр. 11)
поровну, столько – сколько. Умение сравнивать
два предмета по величине, обозначать результаты
сравнения словами большой, маленький, больше,
меньше. Определение пространственных
направлений от себя и назывании их словами:
впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Представления о сезонных изменениях в природе. Групповое занятие по
«Разноцветные
Умение узнавать разные породы деревьев по
ознакомлению с
краски осени».
листьям.
окружающим миром
([8], стр. 83)
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Умение правильно, отчетливо произносить звук с
(в словах и фразовой речи).
Групповое занятие по
развитию речи
Активизация словаря по теме «Осень».
Умение составлять описательные рассказы об
осени и деревьях. Умение отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного
Чтение художественных
произведений
Дидактические игры
Составление описательных
рассказов
Загадки
Практическое занятие по
рисованию
Умение рисовать дерево, передавать в рисунке его
строение — ствол, ветки разной длины; рисовать
листву приемом вертикального мазка;
согласовывать величину изображения с размером
листа бумаги.
Умение разрывать салфетку на кусочки, сминать
их в комочки и наклеивать в заданном месте на
листе бумаги.
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Умение энергично отталкиваться от пола и
приземляться на полусогнутые ноги при
подпрыгивании вверх, доставая до предмета.
Упражнение в прокатывании мяча.
Социальнокоммуникативн
ое развитие
15.09-19.09
Представления о дружбе, друзьях. Умение играть
вместе, делиться игрушками, помогать друг другу.
Доброжелательное отношение к сверстникам.
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Звуковая культура
речи: звуки С, СЬ.
([9], стр. 26)
Интернет ресурс
«Осеннее дерево с
желтыми листьями»
([29], стр. 32)
Практическое занятие по
аппликации
«Ветка рябины»
([14], стр. 18)
Групповые занятия по
музыке
Слушание и разучивание
песен об осени.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
СЕНТЯБРЬ
«Ты и я - друзья»
Беседа
Рассматривание сюжетных
картинок
Сюжетно-ролевые игры
Обыгрывание и обсуждение
ситуаций
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 4, 5.
([21], стр. 22, 24)
Планируется ИФК
Интернет ресурс
Познавательное развитие
Речевое
развити
е
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Сравнение двух групп предметов, разных по
цвету, форме, определяя их равенство или
неравенство на основе сопоставления пар. Умение
обозначать результаты сравнения словами:
больше, меньше, поровну, столько – сколько.
Умение различать и называть части суток: утро,
день, вечер, ночь.
Понятия «друг», «дружба». Доброжелательные
взаимоотношения между детьми, желание делать
добрые поступки. Умение сотрудничать,
сопереживать, проявлять заботу и внимание друг
к другу.
Умение, следуя плану рассматривания игрушки,
рассказывать о ней при минимальной помощи
педагога.
Приемы изображения предметов овальной и
круглой формы. Умение сравнивать эти формы,
выделять их отличия. Умение передавать в
рисунке отличительные особенности предметов
круглой и овальной формы. Навыки
закрашивания.
Умение лепить округлые предметы, сплющивая
тесто между ладоней, украшать изделия.
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба колонной по одному, бег врассыпную.
Упражнение в прокатывании мяча, лазаньи под
шнур.
Чтение художественной
литературы
Групповое занятие по ФЭМП Занятие 2.
([24], стр. 12)
Групповое занятие по
ознакомлению с
окружающим миром
«Мои друзья».
([10], стр. 38)
Групповое занятие по
развитию речи
Практическое занятие по
рисованию
Обучение
рассказыванию:
«Наша неваляшка».
([9], стр. 28)
«Цветные шары»
([16], стр. 48)
Практическое занятие по
лепке
Групповые занятия по
музыке
Слушание и песен о дружбе.
«Пирог»
([13], стр. 25)
Планируется
музыкальным
руководителем
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Занятия 7, 8.
([21], стр. 26, 27)
Планируется ИФК
Художественно-эстетическое
развитие
Речевое
развити
е
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативн
ое развитие
СЕНТЯБРЬ
22.09-26.09
«В детском садике волшебном все профессии важны»
Уважительное отношения к труду взрослых.
Беседы
Интернет ресурс
Представления о профессиях людей, работающих Экскурсия на кухню, в
в детском саду (воспитатель, повар, медсестра,
медицинский кабинет
музыкальный работник, помощник воспитателя).
Сюжетно-ролевые игры
Желание помогать взрослым
Чтение художественной
литературы
Умение различать и называть геометрические
Групповое занятие по ФЭМП Занятие 3.
фигуры: круг, квадрат, треугольник. Умение
([24], стр. 14)
сравнивать два предмета по длине и ширине,
обозначать результаты сравнения словами:
длинный – короткий, длиннее – короче; широкий –
узкий, шире – уже. Умение сравнивать предметы
по цвету, форме и пространственному
расположению.
Представления о детском саде, о людях разных
Групповое занятие по
«Детский сад наш
профессий, работающих в детском саду.
ознакомлению с
так хорош – лучше
окружающим миром
сада не найдешь»
([10], стр. 39)
Умение составлять рассказы об игрушке.
Групповое занятие по
Чтение
Знакомство со стихотворением о ранней осени.
развитию речи
стихотворения И.
Развитие поэтического слуха.
Бунина «Листопад».
([9], стр. 29)
Умение составлять на полоске бумаги простой
Практическое занятие по
«Украшение
узор из элементов народного орнамента.
рисованию
фартука»
(декоративное
рисование).
([16], стр. 53)
Умение работать ножницами: правильно держать
Практическое занятие по
«Красивые флажки»
их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску
аппликации
([16], стр. 44)
по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки.
Приемы аккуратного наклеивания, умение
чередовать изображения по цвету.
Навык культуры слушания музыки. Умение
Групповые занятия по
Планируется
выразительно петь, ритмично двигаться в
музыке
музыкальным
руководителем
Физическое
развитие
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Слушание и разучивание
песен о детском саде.
Умение останавливаться по сигналу воспитателя
во время ходьбы; умения группироваться при
лазанье под шнур. Упражнение в сохранении
устойчивого равновесия при ходьбе по
уменьшенной площади опоры.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Занятия 10, 11.
([21], стр. 30, 32)
Планируется ИФК
Список литературы
1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М., ЦГЛ, 2005.
3. Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) парциальная программа. 3-7 лет – СПБ, 2000
4. Белькович В.Ю., Кильдышева И.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в детском саду. Средняя группа. –
М.: Мозаичный парк, 2023.
5. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
7. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «Детство-пресс», 2022.
8. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
10. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
11. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» парциальная программа 3-7 лет. – СПБ, 2002
12. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
13. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
14. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
15. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному
воспитанию. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
17. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Занятия с детьми 4-5 лет . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«Карапуз», 2009.
19. Мамаева О.А. Поделки из природного и бросового материала. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
20. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
21. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
22. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
23. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
24. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
25. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
26. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
27. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 4—5 лет: методическое
пособие / Л.Л. Тимофеева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
28. Федорова С.Ю. Гимнастика после сна с детьми 3-5 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
29. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
30. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
31. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет) /авт.-сост. О.Н. Небыкова, И.С. Батова. – Волгоград: Учитель.
32. Интернет ресурсы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Календарно-тематический план
по реализации образовательной программы дошкольного образования
в средней группе (4-5 лет)
на ОКТЯБРЬ
Воспитатели:
Направл
ения
развития
Содержание образовательной деятельности
Формы работы/
Наименование вида
занятия
Тема/название
занятия
Художественноэстетическое
развитие
Речевое
развити
е
Познавательное развитие
Соци
альн
окомм
уник
атив
ное
разв
итие
ОКТЯБРЬ
29.09-03.10
«Лесные жители приглашают в гости»
Представления об основных источниках и видах
Беседы
Интернет ресурсы
опасности на природе.
Дидактические игры
Умение сравнивать две группы предметов, разных Групповое занятие по ФЭМП Занятие 3.
по форме, определяя их равенство или
([23], стр. 16)
неравенство на основе сопоставления пар. Умение
различать и называть плоские геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сравнение
двух предметов по высоте, обозначая результаты
сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
Представления о лесе (в лесу живут разные
Групповое занятие по
Интернет ресурсы
животные — заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь; ознакомлению с природой
все они могут жить в лесу, потому что находят
Беседы
там пищу). Умения различать животных по
Рассматривание
особенностям внешнего вида.
иллюстраций
Презентации
Рассматривание
энциклопедий
Дидактические игры
Знакомство со сказкой К. Чуковского «Телефон».
Групповое занятие по
Чтение сказки К.
Умение инсценировать отрывки из произведения. развитию речи
Чуковского
«Телефон».
([9], стр. 31)
Умение передавать в рисунке несложный сюжет;
Практическое занятие по
«Зайчик под
соблюдать элементарные пропорции между
рисованию
елочкой».
предметами. Умение изображать елку с
([28], стр. 79)
постепенно удлиняющимися книзу ветками; через
разное положение ушей зайца передавать разное
состояние зверька.
Умение лепить предметы, используя природный
Практическое занятие по
«Зайчик»
материал.
лепке
([13], стр. 38)
Отметка
о
выполне
нии
Примечание
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Умение сохранять устойчивое равновесие при
ходьбе на повышенной опоре. Упражнение в
энергичном отталкивании от пола (земли) и
мягком приземлении на полусогнутые ноги в
прыжках с продвижением вперед.
Групповые занятия по
музыке
Планируется
музыкальным
руководителем
Речев
ое
разви
тие
Познавательное развитие
Социальнокоммуникати
вное
развитие
Физическое
развитие
Групповые занятия по
Занятия 13, 14.
физкультуре
([20], стр. 35, 37)
Утренняя гимнастика
Планируется ИФК
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
ОКТЯБРЬ
06.10-10.10
«Что нам осень подарила (Овощи. Фрукты)»
Представления о труде людей осенью (сбор
Беседы
Интернет ресурсы
урожая в садах, огородах, полях).
Трудовая деятельность на
огороде детского сада (сбор
урожая)
Сюжетно-ролевые игры
Умение понимать значение итогового числа,
Групповое занятие по
Занятие 5.
полученного в результате счета предметов в
ФЭМП
([23], стр. 17)
пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
Умение определять геометрические фигуры (шар,
куб, квадрат, треугольник, круг) осязательнодвигательным путем. Умение различать левую и
правую руки, определять пространственные
направления и обозначать их словами: налево,
направо, слева, справа.
Представления детей о фруктах и овощах:
Групповое занятие по
«Фрукты и овощи»
названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости ознакомлению с природой
Интернет ресурсы
(мягкости); о некоторых способах употребления
фруктов в пищу. Умение объединять плоды по
сходному признаку.
Произношение изолированного звука З (в слогах,
Групповое занятие по
«Звуковая культура
словах). Умение произносить звук З твердо и
развитию речи
речи: звуки З, ЗЬ».
мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ.
([9], стр. 32)
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Активизация словаря по теме «Овощи и фрукты».
Умение описывать овощи и фрукты, составлять
загадки о них.
Умение рисовать круглые и овальные предметы с
натуры и закрашивать цветными карандашами, не
выходя за контур и накладывая штрихи в одном
направлении. Умение рисовать предметы крупно,
располагая их на всем листе.
Представления о фруктах. Умение различать
овощи и фрукты. Приемы аккуратного
наклеивания.
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Умения находить свое место в шеренге после
ходьбы и бега. Упражнение в приземлении на
полусогнутые ноги в прыжках из обруча в обруч.
Умение прокатывать мяч друг другу, развивать
точность направления движения.
Формирование представлений о пользе овощей и
фруктов для здоровья человека.
Составление описательных
рассказов
Дидактические игры
Чтение художественной
литературы
Практическое занятие по
рисованию
Практическое занятие по
аппликации
Групповые занятия по
музыке
Слушание народных песен
об урожае.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Беседы
«Огурец и
помидор».
([12], стр. 16)
«Ширма с
фруктами»
([14], стр. 17)
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 16, 17.
([20], стр. 38, 40)
Планируется ИФК
Интернет ресурсы
Художествен
ноэстетическое
развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
ОКТЯБРЬ
13.10-17.10
«Красота осени. Осенние явления природы»
Умение считать в пределах 3, используя
Групповое занятие по
Занятие 6.
следующие приемы: при счете правой рукой
ФЭМП
([23], стр. 19)
указывать на каждый предмет слева направо,
называть числа по порядку, согласовывать их в
роде, числе и падеже, последнее число относить
ко всей группе предметов. Умение сравнивать два
предмета по величине (длине, ширине, высоте),
обозначать результаты сравнения
соответствующими словами: длинный – короткий,
длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже,
высокий – низкий, выше – ниже. Представления о
частях суток и их последовательности: утро, день,
вечер, ночь.
Представления об осенних изменениях в природе. Групповое занятие по
«Прохождение
Объекты экологической тропы в осенний период.
ознакомлению с природой
экологической
Бережное отношение к окружающей природе.
тропы»
Представления о взаимосвязи человека и природы.
([24], стр. 33)
Умение запоминать и выразительно читать
Групповое занятие по
Заучивание русской
песенку.
развитию речи
народной песенки
«Тень-теньпотетень».
([9], стр. 34)
Активизация словаря по теме «Осень». Умение
Составление описательных
Интернет ресурсы
описывать осенние явления природы. Развитие
рассказов
связной речи.
Дидактические игры
Чтение художественной
литературы
Умение передавать в рисунке предметы осени.
Практическое занятие по
«Золотая осень».
Умение рисовать дерево. Техническое умение
рисованию
([16], стр. 49)
рисовать красками.
Умение детей скатывать маленькие шарики из
Практическое занятие по
«Солнце в тучах».
пластилина, расплющивать их пальцем на
лепке
([13], стр. 23)
картоне, создавая нужную форму предмета.
Физическое
развитие
Групповые занятия по
музыке
Слушание и разучивание
песен об осени.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
ОКТЯБРЬ
20.10-24.10
«Кладовая леса: ягоды и грибы»
Представления о съедобных и несъедобных
Беседы
грибах и ягодах. Осторожное отношения к
Рассматривание
незнакомым грибам и ягодам. Правила сбора
иллюстраций
грибов и ягод.
Дидактические игры
Презентации
Умение считать в пределах 3, соотнося число с
Групповое занятие по
элементом множества, самостоятельно обозначать ФЭМП
итоговое число, правильно отвечать на вопрос
«Сколько?». Умение различать и называть
геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник) независимо от их размера. Умение
определять пространственное направление от
себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Первоначальные знания о лесе (в лесу растут
Групповое занятие по
разные деревья, кустарники, ягоды, грибы; в лесу ознакомлению с природой
всегда тень и прохладно, осенью листва на
деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес
становится красивым, в нем пахнет грибами).
Знакомство с произведениями искусства —
картинами и репродукциями с изображением
осеннего леса.
Познавательное развитие
Социальнокоммуникати
вное
развитие
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба в колонне по одному, развитие глазомера
и ритмичности при перешагивании через бруски.
Упражнение в прокатывании мяча в прямом
направлении, в лазанье под дугу.
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 19, 20.
([20], стр. 41, 43)
Планируется ИФК
Интернет ресурсы
Занятие 7.
([23], стр. 21)
«Что растет в лесу?»
Интернет ресурсы
Речевое
развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Восприятие поэтической речи.
Умениерассказывать об игрушке по
определенному плану (по подражанию педагогу).
Групповое занятие по
развитию речи
Умение рисовать с натуры предметы, состоящие
из овала и полуовала; создавать простую
сюжетную композицию. Умение убирать излишки
воды на кисточке тряпочкой.
Умение срезать уголки квадрата, закругляя их.
Умение правильно держать ножницы, резать ими,
аккуратно наклеивать части изображения в
аппликации.
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег колонной по одному, ходьба и бег
врассыпную. Повторение лазанья под дугу, не
касаясь руками пола. Упражнение в сохранении
равновесия при ходьбе на уменьшенной площади
опоры.
Практическое занятие по
рисованию
Социальнокоммуникативн
ое развитие
27.10-01.11
Первоначальные представления о России как о
родной стране. Чувства любви к Родине, гордости
за нее. Уважительное отношение к символам
России (флаг, герб, гимн)
Практическое занятие по
аппликации
Групповые занятия по
музыке
Слушание и разучивание
песен об осени.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
ОКТЯБРЬ
«Мы живем в России»
Беседы
Рассматривание
иллюстраций
Презентации
Чтение художественной
литературы
Чтение
стихотворений об
осени. Составление
рассказов-описаний
игрушек.
([9], стр. 35)
«Гриб».
([12], стр. 19)
«Корзина грибов»
(коллективная
композиция). ([16],
стр. 61)
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 22, 23.
([20], стр. 44, 46)
Планируется ИФК
Интернет ресурсы
Познавательное развитие
Речевое
развитие
Художественноэстетическое развитие
Умение считать в пределах 3. Порядковое
значение числа. Умение правильно отвечать на
вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Умение находить одинаковые по длине, ширине,
высоте предметы, обозначать соответствующие
признаки словами: длинный, длиннее, короткий,
короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий,
низкий, выше, ниже. Знакомство с
прямоугольником на основе сравнения его с
квадратом.
Представления о русском национальном костюме,
о русских народных сказках, потешках.
Групповое занятие по
ФЭМП
Занятие 8.
([23], стр. 23)
Групповое занятие по
ознакомлению с
окружающим миром
Знакомство с картой России (общие
представления). Знакомство с символами России
(флаг, герб, гимн). Знакомство с Москвой как
столицей России (Кремль, Красная площадь).
Знакомство с разными народами, населяющими
Россию
Знакомство с английской сказкой «Три
поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее
смысл.
Активизация словаря по теме «Россия». Умение
отвечать на вопросы о России. Развитие связной
речи.
Умение рисовать маленькие и большие предметы,
состоящие из квадрата и треугольника. Умение
составлять сюжетную композицию.
Умение изображать фигуру человека, правильно
передавая соотношение частей по величине, их
расположение по отношению к главной или самой
большой части. Умение объединять свою работу с
работами других детей.
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
Рассматривание карты
Дидактические игры
Презентации
«Русский
национальный
костюм»
([7], стр. 111)
Интернет ресурсы
Групповое занятие по
развитию речи
Чтение рассказов о России.
Разучивание пословиц и
поговорок о Родине
Практическое занятие по
рисованию
Практическое занятие по
лепке
Групповые занятия по
музыке
Чтение сказки «Три
поросенка».
([9], стр. 37)
Интернет ресурсы
«Дома для
матрешек».
([12], стр. 37)
«Хоровод».
([16], стр. 75)
Планируется
музыкальным
руководителем
Физическое
развитие
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег между предметами. Прыжки на двух
ногах. Умение удерживать устойчивое равновесие
при ходьбе на повышенной опоре.
Слушание гимна России,
народных песен, песен о
России.
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные народные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Занятия 25, 26.
([20], стр. 49, 50)
Планируется ИФК
Список литературы
1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М., ЦГЛ, 2005.
3. Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) парциальная программа. 3-7 лет – СПБ, 2000
4. Белькович В.Ю., Кильдышева И.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в детском саду. Средняя группа. –
М.: Мозаичный парк, 2023.
5. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
7. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «Детство-пресс», 2022.
8. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
10. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
11. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» парциальная программа 3-7 лет. – СПБ, 2002
12. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
13. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
14. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
15. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному
воспитанию. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«Карапуз», 2009.
18. Мамаева О.А. Поделки из природного и бросового материала. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
19. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
20. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
21. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
22. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
23. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
24. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
25. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
26. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 4—5 лет: методическое
пособие / Л.Л. Тимофеева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
27. Федорова С.Ю. Гимнастика после сна с детьми 3-5 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
28. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
29. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
30. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет) /авт.-сост. О.Н. Небыкова, И.С. Батова. – Волгоград: Учитель.
31. Интернет ресурсы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Календарно-тематический план
по реализации образовательной программы дошкольного образования
в средней группе (4-5 лет)
на НОЯБРЬ
Воспитатели:
Направл
ения
развития
Содержание образовательной деятельности
Формы работы/
Наименование вида
занятия
Тема/название
занятия
Художественноэстетическое
развитие
Речевое
развитие
Познавательное развитие
Социал
ьнокоммун
икативн
ое
развити
е
НОЯБРЬ
05.11-07.11
«Помощники на кухне: посуда и продукты»
Представлений о труде взрослых на кухне.
Беседы
Интернет ресурсы
Уважительное отношение к повару и другим
Экскурсия на кухню д/с
работникам кухни.
Сюжетно-ролевые игры
Представления об образовании числа 4 на основе
Групповое занятие по
Занятие 9.
сравнения двух групп предметов, выраженных
ФЭМП
([23], стр. 25)
числами 3 и 4. Умение считать в пределах 4.
Представления о прямоугольнике на основе
сравнения его с квадратом. Умение составлять
целостное изображение предметов из частей.
Представления о свойствах стекла (прочное,
Групповое занятие по
«В мире стекла»
прозрачное, цветное, гладкое).
ознакомлению с
([9], стр. 22)
окружающим миром
Названия и назначение предметов посуды.
Рассматривание предметов
Интернет ресурсы
Продукты питания.
посуды и продуктов
Дидактические игры
Экспериментирование
Интерес к произведениям К. Чуковского.
Групповое занятие по
Мини-викторина по
развитию речи
сказкам К.
Чуковского. Чтение
сказки «Федорино
горе».
([8], стр. 60)
Умение крупно рисовать простым карандашом с
Практическое занятие по
«Чашка».
натуры предметы посуды, располагая их на всем
рисованию
([11], стр. 24)
листе. Умение самостоятельно подбирать
подходящие цвета, обводить точками
нарисованный карандашом контур предмета,
украшать изображение.
Умение правильно пользоваться ножницами,
Практическое занятие по
«Полоски на
резать по прямой линии. Умение украшать
аппликации
чашке».
поделку. Приемы аккуратного наклеивания.
([13], стр. 24)
Отметка
о
выполне
нии
Примечание
Физическое развитие
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег по кругу, ходьба и бег на носках.
Приземление на полусогнутые ноги в прыжках.
Прокатывание мяча.
Упражнения на формирование правильной осанки
во время еды
Художе
ственно
эстетиче
ское
развити
е
Речевое
развитие
Познавательное развитие
10.11-14.11
Умение считать в пределах 4. Порядковое
значение числа. Умение отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?». Умение различать и называть знакомые
геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник. Понимание
значения понятий быстро, медленно.
Представления о зимующих птицах. Умение
различать их по описанию. Умение получать
необходимую информацию из книг, отвечать на
вопросы.
Упражнение в произведении звука Ц
(изолированного, в слогах, в словах).
Интонационная выразительности речи. Умение
различать слова, начинающиеся со звука Ц,
ориентируясь не на смысл слова, а на его
звучание.
Умение рисовать птицу.
Умение лепить из пластилина птиц.
Групповые занятия по
музыке
Планируется
музыкальным
руководителем
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Беседы
Занятия 28, 29.
([20], стр. 52, 54)
Планируется ИФК
Интернет ресурсы
НОЯБРЬ
«Птицы осенью»
Групповое занятие по
ФЭМП
Занятие 10.
([23], стр. 27)
Групповое занятие по
ознакомлению с природой
«Пропавшие слова»
([26], стр. 109)
Групповое занятие по
развитию речи
Звуковая культура
речи: звук Ц.
([8], стр. 38)
Практическое занятие по
рисованию
Практическое занятие по
лепке
«Сова».
([11], стр. 22)
«Воробей».
([12], стр. 20)
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег с изменением направления
движения. Броски мяча о землю и ловля его двумя
руками. Ползание на четвереньках.
Групповые занятия по
музыке
Планируется
музыкальным
руководителем
Представления об образовании числа 5. Умение
считать в пределах 5, отвечать на вопрос
«Сколько?». Представления о последовательности
частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Представления о сезонных изменениях в природе.
Представления о жизни домашних животных в
зимнее время года. Желание заботиться о
домашних животных.
Умение называть картинку и описывать ее в
определенной последовательности. Приобщение к
поэзии.
Групповое занятие по
ФЭМП
Занятие 11.
([23], стр. 28)
Групповое занятие по
ознакомлению с природой
(беседа)
«Домашние
животные»
([24], стр. 38)
Групповое занятие по
развитию речи
Умение передавать особенности изображаемого
предмета, используя тычок жесткой полусухой
кистью. Умение самостоятельно доводить предмет
до нужного образа.
Знакомство с последовательностью выполнения
аппликации из ваты на бархатной бумаге без клея.
Практическое занятие по
рисованию
Рассказывание по
картине «Собака со
щенками». Чтение
стихотворений об
осени.
([8], стр. 41)
«Сова».
([11], стр. 34)
Практическое занятие по
аппликации
«Цыпленок».
([13], стр. 43)
Художествен
ноэстетическое
развитие
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Соци
альн
окомм
уник
атив
ное
разв
итие
Физическое
развитие
Групповые занятия по
Занятия 31, 32.
физкультуре
([20], стр. 55, 56)
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Планируется ИФК
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
НОЯБРЬ
17.11-21.11
«Домашние животные и птицы»
Правила безопасности при общении с животными. Беседы
Навык культуры слушания музыки. Умение
выразительно петь, ритмично двигаться в
соответствии с характером музыки, подыгрывать
простейших мелодий на ударных инструментах.
Ходьба и бег с остановкой по сигналу
воспитателя. Ползание на животе по
гимнастической скамейке, развивая силу и
ловкость.
Групповое занятие по
музыке
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Групповые занятия по
физкультуре
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
НОЯБРЬ
24.11-28.11
«Моя семья. День матери»
Представления о семье, о роли каждого члена
Беседы
семьи. Чувства любви и уважения к членам своей Рассматривание
семьи, особенно к маме. Умение проявлять заботу фотографий
о близких людях. Представления о Дне матери как Сюжетно-ролевые игры
о празднике, посвященном всем мамам.
Чтение художественной
литературы
Концерт для мам
Умение считать в пределах 5. Порядковое
Групповое занятие по
значением числа 5. Умение отвечать на вопросы
ФЭМП
«Сколько?», «Который по счету?». Умение
сравнивать предметы по двум признакам
величины (длине и ширине), обозначать
результаты сравнения выражениями, например:
«Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а
зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
Умение определять пространственное
направление от себя: вверху, внизу, слева, справа,
впереди, сзади.
Понятие «семья». Представления о родственных
Групповое занятие по
отношениях в семье: каждый ребенок
ознакомлению
одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат
окружающим миром
(сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и
дедушки.
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 34, 35.
([20], стр. 58, 59)
Планируется ИФК
Интернет ресурсы
Занятие 12.
([23], стр. 31)
«Моя семья»
([9], стр. 35)
Речевое
развитие
Художественноэстетическое развитие
Физическое
развитие
Умение составлять последовательный рассказ об
Групповое занятие по
игрушке. Умение образовывать слова по аналогии. развитию речи
Активизация словаря по теме «Семья». Умение
рассказывать о своей семье, о своей маме.
Развитие связной речи.
Составление рассказов о
семье
Чтение художественных
произведений
Умение рисовать простым карандашом с натуры
Практическое занятие по
неваляшку определенного размера.
рисованию
Умение лепить предметы овальной формы
Практическое занятие по
пластическим способом, приминать снизу поделку лепке
для ее устойчивости. Приемы сглаживания.
Умение украшать изделие барельефом и при
помощи стеки.
Навык культуры слушания музыки. Умение
Групповое занятие по
выразительно петь, ритмично двигаться в
музыке
соответствии с характером музыки, подыгрывать
Слушание и разучивание
простейших мелодий на ударных инструментах.
песен о маме.
Ходьба и бег. Упражнение в сохранении
Групповые занятия по
устойчивого равновесия при ходьбе по
физкультуре
уменьшенной площади опоры. Развитие ловкости Утренняя гимнастика
и координации движений в прыжках через
Подвижные игры
препятствие.
Эстафеты
Физкультминутки во время
занятий
Составление рассказа
об игрушке.
([8], стр. 44)
Интернет ресурсы
«Семья неваляшек».
([11], стр. 42)
«Семья матрешек».
([12], стр. 44)
Планируется
музыкальным
руководителем
Занятия 37, 38.
([20], стр. 62, 63)
Планируется ИФК
Список литературы
1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М., ЦГЛ, 2005.
Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) парциальная программа. 3-7 лет – СПБ, 2000
3. Белькович В.Ю., Кильдышева И.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в детском саду. Средняя группа. –
М.: Мозаичный парк, 2023.
4. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
6. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «Детство-пресс», 2022.
7. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
9. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» парциальная программа 3-7 лет. – СПБ, 2002
11. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
12. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
13. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
14. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному
воспитанию. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«Карапуз», 2009.
17. Мамаева О.А. Поделки из природного и бросового материала. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
18. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в средней группе детского сада. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. (Парциальная
программа «Юный эколог»).
19. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
20. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
21. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
22. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
23. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
24. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
25. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
26. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 4—5 лет: методическое
пособие / Л.Л. Тимофеева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
27. Федорова С.Ю. Гимнастика после сна с детьми 3-5 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
28. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
29. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
30. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет) /авт.-сост. О.Н. Небыкова, И.С. Батова. – Волгоград: Учитель.
31. Интернет ресурсы
Календарный план воспитательной работы средний возраст 4-5 года
Сентябрь
Месяц
Даты
01.09-05.09
08.09-12.09
15.09-19.09
22.09-26.09
29.09-03.10
Лесные жители приглашают в гости
Что нам осень подарила (овощи и фрукты)
Красота осени. Осенние явления природы
12.11 – День синички
17.11-21.11
30.11 – Всемирный день домашних животных
Домашние животные и птицы
24.11-28.11
01.12-05.12
08.12-12.12
15.12-19.12
22.12-30.12
Моя семья. День матери
Все работы хороши – выбирай на вкус
Спешит к нам Зима
Новый год к нам мчится
Новогодний праздник
26.01-30.01
30.11.25 – День матери в России
08.12 – Международный день художника
13.12 – День первых снежинок
20.12 – День рождения новогодней ёлки
24.12 – День украшения елки
27.12 – День снежинки
29.12 - День пушистой елочки
30.12 - День ёлочных игрушек
11.01 – Международный день «спасибо»
15.01 - День зимующих птиц в России
18.01 - Всемирный день снеговиков
20.01 – День сосулек
21.01 – Всемирный день снега
29.01 – День рождение автомобиля
02.02-06.02
09.02-13.02
08.02 – День российской науки
10.02 – День домового
Из чего это сделано? Изучаем материалы и их свойства
Уютный дом и мебель в нем
12.01-16.01
19.01-23.01
Февр Январь
аль
15.10 – День собирания осенних листьев
19.10.25 – День отца в России
Тема
Здесь играем и мечтаем – в нашем садике родном
Осень ранняя пришла – мы ее встречаем. Деревья.
Ты и я - друзья
В детском садике волшебном все профессии важны
Кладовая леса: ягоды и грибы
Мы живем в России
Помощники на кухне: посуда и продукты
Птицы осенью
20.10-24.10
27.10-01.11
05.11-07.11
10.11-14.11
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
06.10-10.10
13.10-17.10
Название праздника (события)
01.09 – День знаний
15.09 – Российский день леса
21.09 - Всемирный день мира
27.09 – День воспитателя и всех дошкольных
работников
01.10- День пожилого человека
04.10 – День защиты животных
04.11 – День народного единства
В мире вежливых слов
Зимний спорт
Транспорт разный нам важен, правила дорожные знать каждый обязан
Март
16.02-20.02
24.02-27.02
02.03-06.03
10.03-13.03
16.03-20.03
23.03-27.03
30.03-03.04
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
06.04-10.04
13.04-17.04
20.04-24.04
27.04-30.04
04.05-08.05
12.05-15.05
18.05-22.05
25.05-29.05
01.06-05.06
08.06-12.06
15.06-19.06
22.06-26.06
29.06-03.07
06.07-10.07
13.07-17.07
20.07-24.07
27.07-31.07
03.08-07.08
10.08-14.08
17.08-21.08
23.02 – День защитника Отечества
22.02.25 – Масленица
08.03 – Международный женский день
22.03 – Международный день воды
Последняя неделя марта – неделя детской книги
27.03 - Всемирный день театра
07.04 - Всемирный день здоровья
12.04 - День космонавтики
18.04 - Международный день памятников и
выдающихся мест
22.04 - Международный день Земли
30.04 - День пожарной охраны
09.05 – День Победы
13.05 - Всемирный день одуванчика
20.05 - Всемирный день пчёл
27.05- День города
01.06 - День защиты детей
09.06 - День друзей
15.06- Всемирный день ветра
24.06- День летних подвижных игр
02.07- День песка
08.07-День Семьи, Любви и Верности
16.07- Всемирный день рисования на асфальте
21.07- День летнего театра
День Нептуна (последнее воскресенье июля)
05.08- Международный день светофора
10.08- День физкультурника
Защитники Отечества. Масленица
Одежда, обувь, головные уборы
8 марта. Мамин праздник
Народные промыслы
Вода вокруг нас
В гостях у сказки
Познаем себя и заботимся о здоровье
Космическое путешествие
Путешествуем по родному городу
Земля – наш общий дом. Комнатные растения.
Чтобы дома было безопасно
Пусть будет мирным небо над головой
Весенний сад и огород. Цветы
Мир насекомых
Скоро лето
Лето!
Мы вокруг березки встанем в хоровод
Природа вокруг нас
Подвижные игры для детей
Волшебный песок
День семьи
Какого цвета лето?
Летний театральный калейдоскоп
Игры с водой
Неделя безопасности
Неделя здоровья
До свидание лето!