1.РП ИФК 1-я мл Капелька 24-25 гг

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
решением Педагогического Совета
ГБДОУ детский сад № 1
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол от 29.08. 2024г. № 1

УТВЕРЖДЕН
заведующим ГБДОУ детский сад № 43
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Коршуновой Л.М.
приказ. №44
от 29. 08.2024 г

Коршунова
Людмила
Михайловна

Подписан: Коршунова Людмила
Михайловна
DN: C=RU, OU="заведующий ", O="
ГБДОУ детский сад 43 комбинированного
вида Фрунз. р-на СПб ", CN=Коршунова
Людмила Михайловна, E=gdou43@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-05 11:00:57
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
инструктора по физической культуре
Смешанная группа раннего возраста с 1,6 до 2 лет
«Капелька» общеразвивающей направленности
на 2024-2025 учебный год
Составитель: ИФК Зимина Светлана
Викторовна

Санкт-Петербург
2024

ВВЕДЕНИЕ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад

№43 комбинированного вида

Фрунзенского района города Санкт-Петербурга.
Юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Загребский бульвар, дом 35, корп.2
Телефон/Факс: 771 75 56

Е-mail: gdou 43@mail.ru

Детский сад функционирует в режиме полного дня -12 часового пребывания:
понедельник - пятница с 07.00 часов до 19.00 часов.
Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные
законодательством Российской Федерации.
Рабочая программа определяет специфику организации образовательного
процесса по физическому развитию в детском саду.
Срок реализации программы 2024-2025 учебный год
(сентябрь 2024 -июнь 2025 года)

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности по физическому развитию
разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
- приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996-р;
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020 -2025 годы «Петербургские
перспективы», утв. распоряжением Комитета по образованию Правительства СанктПетербурга от 16.01.2020 №105-р;
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от
24.08.2021 №2395- р «Об организации работы по оказанию психолого-педагогической
помощи и психолого- педагогическому сопровождению в детском саду»;
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации
общественного питания населения», утвержденными постановлением главного
санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности 78 Л02 №
001107, выдана 22.09.2016 года; бессрочно
- Уставом ГБДОУ, утверждённым распоряжением Комитета по образованию
№3662-р от 28.07.2015 г. и другими локальными актами Учреждения
1.1.1.Цели и задачи обязательной части Программы
Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие целостной личности ребёнка — его активности,
самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру,
творческого потенциала.
В Программе ставятся следующие педагогические задачи по разделу «Физическое
развитие»:
 Создание условий для укрепления здоровья детей;
 Становление ценностей здорового образа жизни;
 Формирование навыков безопасного поведения;
 Развитие различных видов двигательной активности.

Принципы и подходы Программы

Одним из главных принципов, на которых базируется данная Программа, является
принцип развития. Развитие понимается как появление уребёнка нового отношения к
миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию,
освоение новых способов деятельности. Всё это находит своё отражение в детской
инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то
сам придумывает, старается достичь результата.
1.Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период
детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая,
самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно
позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять
разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы,
экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не
предполагающие выполнения каких- либо жёстких правил и норм, ребёнок осуществляет
по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но
вместе с тем многообразие этих видов даёт детям достаточно много знаний, умений и
навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание,
волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
2.Следующий базовый принцип Программы «Первые шаги». — принцип
деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно
опираться на характерный для каждого возрастной этап виды детской деятельности
и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики
ребёнка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В
соответствии с этим содержание Программы построено на включении детей в
самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными
предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами,
красками, в игры со взрослыми и сверстниками.
3. Опора на игровые методы — один из важных принципов Программы «Первые
шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом
воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным
воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку.
Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей
друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее
полно реализовать себя.
4.Следующий основополагающий принцип Программы «Первые шаги».— принцип
содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно
ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно ориентированное
взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия
каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права
на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно
чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная
выразительность взрослого, внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как
к самоценной личности — всё это не второстепенные, а главные моменты при
взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным
условием эмоционального благополучия маленького ребёнка и его полноценного
развития. Личностно ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять
индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
5.Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В
Программе «Первые шаги».предусматривается предоставление каждому ребёнку

возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические
рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с
целью постановки индивидуальных образовательных задач.
6.Следующий принцип, которому следует Программа «Первые шаги», — принцип
полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают
обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, а именно:
познавательного,
речевого,
социально-коммуникативного, художественноэстетического и физического. В Программе «Первые шаги» предусмотрено
создание необходимых условий для образовательной деятельности по всем
перечисленным выше направлениям.
7.Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания
образования. В соответствии с современными психолого- педагогическими
представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным,
а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и
взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской
деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка,
целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В
данной Программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство
разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Подразделение игр по
отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в
той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды
деятельности и способности ребёнка. Программа также предполагает гибкое
планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и
педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную,
художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных
сочетаниях.
8.Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в
современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания
Программы, её цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность
образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации Программы
свидетельствуют о её эффективности и обеспечении успешного перехода детей из
раннего в дошкольный возраст. Принцип преемственности предполагает также
достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в
образовательной организации и семье.
9.Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе
«Первые шаги».как в организационном, так и в содержательном плане. Программа
включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и
родителей. Игры и занятия, описанные в Программе, легко могут быть
организованы в домашних условиях.

Особенности развития детей по Программе
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ»
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей,
формирование функциональных систем детского организма. В этот период
увеличиваются рост и вес ребёнка, меняются пропорции его внутренних
органов: растёт грудная клетка, развиваются лёгкие, опускается и становится
более крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа
дыхательной системы (увеличивается её объём), органов пищеварения (они
приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).
Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости
организма ребёнка по отношению к различным заболеваниям, постепенно

растёт сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней
среды. На протяжении второго-третьего года жизни в связи с интенсивным
развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей.
На втором году жизни ребёнка заметно меняются пропорции его тела:
увеличивается длина рук и ног, объём груди становится больше объёма
головы. К трём годам появляется более или менее характерная конфигурация
позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны
устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому
неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной
осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная
система: увеличивается объём мышц и уменьшается количество в них
жировой ткани, улучшается их иннервация и кровоснабжение. К концу
раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии
мышечной системы — мальчики отличаются большей силой и большим
объёмом мышц.
Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров образования в раннем возрасте. В результатеосвоения Программы
«Первые шаги» по разделу «Физическое развитие в раннем возрасте» ребёнок к
трём годам:
 С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство,
стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание,
лазанье, перешагивание и пр.).
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики
актуального индивидуального развития ребенка и используется при решении следующих
задач:
 индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
 оптимизации работы с группой детей.
 Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и
разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
 не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией
образовательных достижений;
 позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и
оценивать его динамику;
 учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
 позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как
единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные»
к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития,
опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
 учитывает представленные в Рабочей программе целевые ориентиры, но не использует
их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями
детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной
адаптивной программы по физическому воспитанию.
Объект
Формы и
Периодичность Длительность
Сроки
педагогической методы
проведения
проведения
проведения
диагностики
педагогической педагогической педагогической педагогическо

(мониторинга)

диагностики

Индивидуальные
достижения
детей в
-Наблюдение
образовательной
области:
"Физическое
развитие"

диагностики

диагностики

й диагностики

2 раза в год

1-2 недели в
каждой группе

Сентябрь
Май

Источники оценочных материалов:
Журнал педагогической диагностики индивидуального развития ребенка.
Группа раннего возраста Автор: Н.В. Верещагина
Для проведения педагогического диагностики индивидуального развития ребенка
разработаны карты индивидуального развития детей. (См. Приложение к рабочей
программе№ 1) .
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание работы с детьми по образовательной области
«Физическое развитие".
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (
в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.)
Основные цели и задачи:
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической
работоспособности; предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития , совершенствование умений и навыков
в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности ,выразительности
движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие
инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к
самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, интереса и любви к спорту.

Содержание психолого - педагогической работы
Первая младшая группа (от 1,6-2 лет)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной
жизнедеятельности человека: глаза-смотреть, уши - слышать. Нос-нюхать, язык-пробовать
(определять) на вкус, руки - хватать, держать, трогать, ноги- стоять,прыгать,бегать.ходить;
голова – думать, запоминать.
Физическая культура:
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить
ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определённого
направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и
характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога. Учить
ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить класть,
бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте. С продвижением вперёд, в длину
с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым
содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в
игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание,
катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия
некоторых персонажей ( попрыгать, как зайчики; поклевать зёрнышки и попить водичку,
как цыплята и т. д.)
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
Первая младшая группа (от 1,6-2 лет)
Основные движения:
Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки. С
изменением темпа, с переходом на бег, с изменением направления, врассыпную ( после 2
лет 6 мес.), обходя предметы, приставным шагом вперёд, в сторону.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке ( шир. 20 см, длина 2-3 м) с
перешагиванием через предметы ( высота 10-15 см), по доске, гимнастической скамейке.
Кружение в медленном темпе.
Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по
одному, в медленном темпе в течении 30-40 сек.( непрерывно),с изменением темпа. Бег
между двумя шнурами (расстояние 25-30 см).
Ползание, лазание. Ползание на четвереньках по прямой (3-4м), по доске, лежащей на
полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, верёвку
(высота 30-40 см), лазание по гимнастической стенке (до 1,5 м) удобным для ребёнка
способом.
Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг
другу, под дугу, стоя и сидя ( расстояние 50-100 см); бросание мяча вперёд двумя руками
снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребёнка, с
расстояния 1-1,5 м. Метание мячей на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную
цель с расстояния 1 метр. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд; через шнур; через
две параллельные линии( расстояние 10-30 см ). Прыжки вверх с касанием предмета,
находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребёнка.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, скрещивать их перед грудью и разводить в
стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед
собой, над головой, размахивать вперёд-назад, вверх-вниз.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом сидящему или стоящему.
Наклоняться вперёд и в стороны. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу.
Поднимать и опускать ноги , лёжа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и
подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Ходить на месте. Сгибать ногу в колене ( с поддержкой) из исходного положения стоя.
Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперёд
на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры.
С ходьбой и бегом: « Большие ноги»,, « Ходим вереницей», «Догони мяч!», « По
тропинке», «Через ручеёк», «Кто тише?», « Перешагни через палку», « Догоните меня!» ,
« Воробышки и автомобиль», « Солнышко и дождик», « Птички летают», « Принеси
предмет!».
С ползанием: « Доползи до погремушки!», « Проползи в воротца!», « Не переползай
линию!», « Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча:» Догоните мячики!», « Лови и бросай- упасть не давай!»,
« Мяч в кругу», « Прокати мяч!», « Лови мяч!», « Попади в воротца!».
С подпрыгиванием: « Мой весёлый, звонкий мяч», « Зайка беленький сидит», « Птички в
гнёздышках», « Через ручеёк».
На ориентировку в пространстве: « Где звенит?», « Найди флажок», « Поезд»

Формы, методы, условия реализации ОО «Физическое развитие»
Содержание

Совместная
деятельность
 Формирование Беседы
начальных
Досуг
представлений Игра о здоровом
экспериментирование
образе жизни Игровые занятия с
использованием
полифункционального
игрового оборудования
Игры (дидактические,
развивающие подвижные)
Интегрированная
деятельность
Показ презентаций
Рассказ
Рассматривание
Упражнения
Чтение
 Физическая
Беседа
культура
Игровые занятия с

Режимные моменты
Беседы
Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Показ
Сюжетно-ролевая
игра
Чтение

Беседы
Игровые упражнения

Самостоятельная
деятельность
Игры (дидактические,
развивающие,
подвижные)
Сюжетно-ролевая игра

Игры подвижные

использованием
полифункционального
игрового оборудования
Игровые упражнения
Игры подвижные
Показ
Рассказ

Напоминание
Объяснение
Подвижные игры

Физическое развитие детей раннего возраста
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни.
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил
личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности. Воспитатели организуют
пространственную среду с соответствующим оборудованием внутри помещений, и на
территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в
движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры,
способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости,
координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами,
стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения
Взрослые создают в детском саду безопасную среду, а также предостерегают детей от
поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны
реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному
исследованию мира.
Интеграция образовательной области «Физическая культура»
с другими образовательными областями:
Задачи

Образовательная
область

«Социальнокоммуникативное
развитие»



«Познавательное
развитие»








Создание в процессе образовательной деятельности по физическому
развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора,
развитие нравственных качеств,
поощрение проявление смелости, находчивости, взаимовыручки,
выдержки,
побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения
сверстников;
привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и
оборудования.
Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры,
оборудования, пересчет мячей),
организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве,
подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (
имитация движения животных, труда взрослых)

«Речевое
развитие»






Побуждение детей к проговариванию действий и названию упражнений,
поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности,
обсуждение пользы закаливания и занятия физической культурой;
организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек,
считалок;
сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок и
потешек.



«Художественноэстетическое развитие»



Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего
вида детей и инструктора по физической культуре,
оформление спортивного зала;
использование
в
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности изготовленных детьми элементарных физкультурных
пособий (флажки, картинки, мишени для метания),
рисование мелом разметки для подвижных игр;
организация ритмической гимнастики, игр упражнений под музыку,
пение;
проведение спортивных соревнований под музыкальное сопровождение;
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного
характера.








Перспективное планирование работы с детьми в 1-ой младшей группе (от 1,6 до 3 лет)
Месяц
Вид деятельности
Задачи работы на месяц (новые)
Содержание
и формы
работы
09.2024
Строевые
Построение стайкой, врассыпную.
Занятие
упражнения,
Ходьба стайкой за инструктором, бег
№№1-8,стр.
ходьба, бег
стайкой.
73-76
ОРУ




«Колобок»
С погремушками
« Забавные птички»

Основные виды движений
Равновесие
Прыжки
Метание
Лазание

Ходьба между параллельными верёвками
( ширина 30-35 см)
Прыжки на двух ногах на месте
Прокатывание мяча одной рукой, двумя
руками.
Ползание на средних четвереньках по
прямой (3-4 метра)

Игры, игровые упражнения, задания



« Бегите ко мне!"--активизация внимания детей
"Догоните меня!»--догонять убегающего



" В гости к куклам"-бег по сигналу в определённое
инструктором место

Месяц

Вид деятельности

10.2024

Строевые
упражнения,
ходьба, бег

Задачи работы на месяц (новые)

Построение в колонну по одному, друг
за другом. Ходьба в колонне друг за
другом по зрительным ориентирам. Бег
в колонне по зрительным ориентирам.
ОРУ
 « Поиграем с куклами»
 С платочком
 « Великаны - гномики»
 «Игра со зверятами»
Основные виды движений
Равновесие
Ходьба по дорожке(ширина 20 см, длина
2 метра)
Прыжки
Прыжки на двух ногах на месте с
поворотом вокруг себя. С продвижением
вперёд
Метание
Катание мяча двумя руками, под дугу.
Бросание мяча ребёнку.
Лазание
Ползание на четвереньках до
погремушки, между линиями.

Содержание и
формы
работы
Занятия
№№ 1-8
Стр.77-84

Игры, игровые упражнения, задания




« Солнышко и дождик»--действовать по сигналу
« Догони скорее мяч!»---бросание мяча вдаль из-за
головы
« В гости к зверятам»--подскоки на месте, в парах

Месяц

Вид деятельности

Задачи работы на месяц (новые)

11.2024

Строевые
упражнения,
ходьба, бег

Построение в колонну парами. Ходьба в
колонне парами. Бег в колонне по
одному с ускорением и замедлением.

Содержание и
формы работы
Занятия
№№1-8
Стр.84-91

Бег в колонне парами.
ОРУ
С мешочком
« Мы как воробушки»
« Падают, падают листья»
« Упражнения с шишками»
Основные виды движений
Равновесие
Перешагивание через препятствие(
высота 10-15 см).Ходьба по извилистой
дорожке( ширина 25-30 см)
Прыжки
Прыжки на двух ногах с продвижением
вперёд. Прыжки вверх на месте,
доставая предмет
Метание
Метание мешочка на дальность
.Прокатывание мяча друг другу.
Прокатывание обруча вдаль .
Лазание
Ползание по доске на четвереньках.
Подлезание под дугу на четвереньках.





Игры, игровые упражнения, задания





" Догоните меня!---догонять убегающего
" Догони мяч"-( за мячом ползти, обратно бежать)
« Воробушки и кот»--убегать от догоняющего
« Лесные жучки»--ползание на четвереньках
врассыпную

Месяц

Вид деятельности

12.2024

Строевые
упражнения,
ходьба, бег





Задачи работы на месяц (новые)

Построение в колонну с перестроением
в пары на месте. Построение в шеренгу
и равнение по линии. Ходьба с высоким
подниманием коленей. Бег врассыпную.
ОРУ
С лентой( косичкой)
С колечком
С флажком
« Веселые петушки»
Основные виды движений

Равновесие
Прыжки
Метание

Ходьба по шнуру прямо. Ходьба по
доске, положенной на пол.
Спрыгивание с высоты( 10 см) .Прыжки
в длину с места( расстояние 15-20 см)
Бросание мяча вперёд снизу.Бросание

Содержание и
формы
работы
Занятия №№
1-8
Стр.91-99

Лазание

мешков в горизонтальную цель(с 1 м)
Проползание под препятствием ( высота
30-40 см).

Игры, игровые упражнения, задания





" Поезд"-движение друг за другом топающим шагом
" Раздувайся, мой шар!"-ходьба по кругу за руки
« Цыплята и кот»-убегать от догоняющего
« Лошадки»--ходьба с высоким подниманием колен

Месяц

Вид деятельности

Задачи работы на месяц (новые)

01.2025

Строевые
упражнения,
ходьба, бег

Построение в шеренгу, равнение по
зрительным ориентирам с поворотом в
колонне. Перестроение в круг по
ориентиру. Ходьба и бег с остановкой
по сигналу.
ОРУ

Содержание и
формы работы
Занятия №№
1-8
Стр.99-107






С платочками
С кубиком
« Дотянись до великана»
« Поиграем с разноцветными мячами»
Основные виды движений
Равновесие
Перешагивание через препятствие
(высота 10-15 см)
Прыжки
Прыжки через линии, косички на двух
ногах.
Метание
Бросание мяча вперёд приёмом снизу,
бросать вдаль.
Лазание
Проползание под арку на четвереньках
произвольным способом, в
вертикальный обруч ,не касаясь руками
пола.
Игры, игровые упражнения, задания





« Наседка и цыплята»-ходьба змейкой за инструктором
« Автомобиль»---бег с предметом в руках
«Самолёты»--- бег врассыпную, не сталкиваясь
« Мой весёлый , звонкий мяч»-имитация прыжков
мяча

Месяц

Вид деятельности

Задачи работы на месяц (новые)

02.2025

Строевые
упражнения,
ходьба, бег

Построение в шеренгу с перестроением
в круг. Свободное построение
врассыпную. Ходьба и бег врассыпную

Содержание и
формы работы
Занятия №№
1-8
Стр.108-114

на носках.
ОРУ





На стуле
С флажком
« Мышки»
« Встречи животных в лесу» ( имитация движений
животных)

Основные виды движений
Равновесие
Ходьба из обруча в обруч, сохраняя
равновесие
Прыжки
Прыжки в длину через две линии(
ширина 10-30 см)
Метание
Подбрасывание мяча вверх и ловля его
двумя руками. Бросание мяча вдаль изза головы.
Лазание
Перелезание через препятствие ( высота
20 см)
Игры, игровые упражнения, задания




« Кот и мыши - Сбор в определённом месте по
сигналу
« Самолетики летят»- Бег врассыпную, не сталкиваясь
« Волшебная дудочка» -Замирание по сигналу,
сохранение позы.

Месяц

Вид деятельности

03.2025

Строевые
упражнения,
ходьба, бег



Задачи работы на месяц (новые)

Перестроение из колонны в шеренгу и
наоборот. Ходьба и бег в колонне по
сигналу, взявшись за руки, со сменой
направления по сигналу.
ОРУ
С большим мячом
С флажками

Основные виды движений
Равновесие
Ходьба из круга в круг с мячом в руках,
ходьба по ребристой доске.
Прыжки
Прыжки на двух ногах с мячом в руках.
Прыжки со сменой положения ног(
врозь-вместе)
Метание
Ловля мяча, брошенного инструктором(
с 1 метра)
Лазание
Ползание по доске, положенной на пол,
на четвереньках.

Содержание и
формы работы
Занятия №№
1-8
Стр.114-121

Игры, игровые упражнения, задания





«Брось и догони!»--На бросание мяча вдаль
« Пузырь»---На сохранение построения «круг» в
движении
« Поезд»-- Ходьба и бег в колонне, держась друг за
друга.
« Где звенит»- На внимательность

Месяц

Вид деятельности

04.2025

Строевые
упражнения,
ходьба, бег




Задачи работы на месяц (новые)

Построение в шеренгу или круг по
флажку того или иного цвета.
Ходьба с остановкой по сигналу и
поворотом вокруг себя. Ходьба с
высоким подниманием колен. Бег со
сменой темпа по сигналу, бег в
медленном темпе(30-40 сек.)
ОРУ
"Игра с солнечными зайчиками"
" Игра с волшебной палочкой"

Содержание и
формы
работы
Занятия №№
1-8
Стр.121-128

Основные виды движений
Равновесие
Прыжки
Метание
Лазание

Ходьба по доске, положенной на пол,
прямо.
Прыжки в длину с места( 25-30см).
Прямой галоп.
Перебрасывание мяча через верёвку, на
уровне груди ребенка. Метание
предмета в цель с 1 метра.
Лазание по лесенке-стремянке и спуск с
неё.

Игры, игровые упражнения, задания





Месяц

«Лошадки"---закрепление прямого галопа
" Заинька"--имитация движений животных
"Воробушки и автомобиль"-----бег врассыпную, не
сталкиваясь
" Солнышко и дождик"-сбор в определённом месте по
сигналу

Вид деятельности

Задачи работы на месяц (новые)

Содержание и

05.2025

формы
работы
Занятия №№
1-8

Строевые
упражнения,
ходьба, бег
ОРУ
 На гимнастической скамейке
 " Рыбаки"
 С мячом
 С обручем
Основные виды движений
Равновесие
Ходьба по наклонной доске вверх и вниз
(высота до 25 см). Ходьба по
гимнастической скамье.
Прыжки
Прыжки в длину с места( расстояние 4050 см)
Метание
Метание на дальность правой и левой
рукой( 2,5-3 м). Катание мяча в парах
сидя, ноги врозь( с 1,5-2 м)
Лазание
Влезание на гимнастическую стенку
удобным способом. Ползание на
четвереньках по гимнастической
скамейке.
Игры, игровые упражнения, задания




" Пузырь" ( с бегом по кругу)-бег по кругу, держась за
руки
"Солнышко и дождик"- развивать реакцию на сигнал
" Воробышки и автомобиль» ( с вставанием на доску) на равновесие

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы
(от 1,6 до 2 лет)
Месяц
4-я неделя
августа- 1-я
неделя сентября

Тема
Детский сад

2-я -4-я недели
сентября

Осень

1-я -2-я недели
октября

Я в мире человек

3-я неделя
октября-2-я
неделя ноября
3-я неделя
ноября-4-я
неделя декабря
1-я-4-я недели
января

Мой дом
Новогодний
праздник
Зима

Формы работы
Экскурсия по залу стайкой за инструктором;
малоподвижные игры « В гости к Мишке», догонялки с
персонажами: « Догони мишку!»
ОРУ « Забавные птички», подвижные игры « Птички,
летите ко мне!», «Солнышко и дождик».
ОРУ « Вот какие мы большие!»; подвижная игра «
Догоните меня!»
ОРУ с маленьким обручем и подвижная игра
« Вернись в свой домик!»
ОРУ с серебристыми султанчиками; малоподвижная игра
« Спрячь ладошки!»
ОРУ « Медвежата», « С шишками»; ОВД: метание
снежков в горизонтальную цель; подвижные игры «

1-я неделя
февраля-1-я
неделя марта

Мамин день

2-я -4-я недели
марта

Народная игрушка

1-я -4-я недели
апреля

Весна

1-я-4-я недели
мая

Лето

Зайки на лужайке», « Воробушки и автомобиль»
ОРУ с платочками « Мамины помощники», пальчиковые
игры « Наши алые цветки», « Платочки», Подвижная
игра « Кто тише?»
ОРУ с погремушками, подвижная игра «Мой весёлый
звонкий мяч»
ОРУ с ленточками, игровое упражнение « Перепрыгни
ручеёк»,подвижная игра « Птички в гнёздышках»,
« Пузырь»

ОРУ с имитацией разных животных, подвижная
игра « Огуречик, огуречик»

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи работы с семьёй по образовательной области «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка

( питание, закаливание, движения).


Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание,
перекармливание и др.), наносящих вред здоровью малыша.



Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
ребенка.



Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной
сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и

мультипликационных фильмов.


Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в
детском саду.



Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на
оздоровление дошкольников.
Физическая культура.



Разъяснять родителям (материалы на информационных стендах, родительские
собрания, личные беседы и др.), рекомендуя соответствующую литературу,
необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического
развития ребенка.



Ориентировать родителей:
 на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и
спорту,

 привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать
на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);
 на

стимулирование

двигательной

активности

ребенка

совместными

спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными
играми, длительными прогулками в парк или лес;
 на создание дома спортивного уголка;
 на предоставление ребенку спортивного инвентаря для самостоятельной
деятельности (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.);
 на

совместное

чтение

литературы,

посвященной

спорту;

просмотр

соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.


Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей
на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в
решении данных задач.



Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и
детском саду.



Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе,
городе).

Перспективное планирование работы с семьями воспитанников в 2023-2024 учебном году
месяц

Тема

Формы работы

Дополнительная
информация
«Факторы,
влияющие на
физическое
здоровье ребёнка
( питание,
закаливание,
движение)»

IX-2024 г.

«Детский сад»
«Осень»

Консультации на родительских
собраниях:
Познакомить родителей с
содержанием образовательной
программы детского сада по
физическому воспитанию
Наглядная информация –
консультация на стендах:
«Какая физкультурная форма
необходима в детском саду?»

X-2024 г.

«Я в мире
человек»;
«Мой дом»

Неделя открытых занятий.

XI-2024 г.

«Мой дом»,
«Новогодний
праздник»

« Веселая
Наглядная информация –
гимнастика на
консультация на стендах:
«Утренняя зарядка для малышей каждый день»

Открытый день
здоровья «Будь
здоров!»

с родителями»
XII-2024 г.

«Новогодний
праздник»

Наглядная информация –
консультация на стендах –
«Гимнастика при плоскостопии
у детей»

I-2025 г.

«Зима»

Наглядная информация –
консультация на стендах Зимние виды спорта для детей;
«Зимние подвижные игры для
детей»

II-2025 г.

«Мамин день»

III-2025 г.

«Мамин день»
«Народная
игрушка»

Наглядная информация –
консультация на стендах –
«Закаливание детей –
воздушные и солнечные ванны,
водные процедуры»
Наглядная информация –
консультация на стендах –

Информирование
родителей о ходе
образовательного
процесса по ОО «
Физическое
развитие»
(младший возраст)
«Зимний досуг с
малышами»

« Логоритмика для
малышей»

« Первые народные
игры для детей»

«Формы физического
воспитания в семье»
IV-2025 г.

«Весна»

Неделя открытых занятий.

V-2025 г.

«Лето»

Консультация: «Семейный
отдых» - рекомендации для
родителей по физкультурнооздоровительному развитию
детей на летний период.
Наглядная информация –
консультация на стендах:
«Спортивные снаряды из
обычных вещей»

Информирование
родителей о ходе
образовательного
процесса.
Приглашение на
открытые занятия.
«Организация
летнего
оздоровительного
отдыха для
малышей»

V1-2025
Подготовить материалы для папки-передвижки по физическому
развитию для возраста 2-3 года.
Ведение странички инструктора по физвоспитанию на сайте
детского сада

ежемесячно
в течение года

Индивидуальные рекомендации и беседы по вопросам
физического воспитания дошкольников.

в течение года по
расписанию

3. Организационный раздел.
3.1. Структура организации образовательного процесса.
Совместная деятельность педагога и детей

- основная модель организации

образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается
наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой
организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в
процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую
и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. В рамках данной модели
различают:
–

непрерывную образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной
деятельности взрослого и детей ;

–

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов и направленную на решение образовательных задач.

–

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста.
–
–

В рамках данной модели выделяют:
свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально;

–

деятельность воспитанников, организованную воспитателем и направленную на
решение

задач,

связанных

с

интересами

других

благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

людей

(эмоциональное

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Непрерывная
Образовательная деятельность,
образовательная
осуществляемая в ходе режимных моментов,
деятельность (НОД)
требует особых форм работы в соответствии
Занятия
по с реализуемыми задачами воспитания,
физическому
обучения и развития ребенка.
развитию - 3 раза в
В режимных процессах, в свободной детской
неделю

Создание условий для
самостоятельной
деятельности детей по
физическому развитию
в режимных моментах:
Двигательная
активность в течение
дня:

деятельности педагог создает по мере
необходимости дополнительно развивающие
проблемноигровые или практические ситуации, побужд
ающие дошкольников применить имеющийся
опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникшей
задачи.
Образовательная деятельность в утренний
отрезок времени:
Индивидуальная работа
с детьми в соответствии с задачами ОО
«Физическое развитие»;
Во второй половине дня организуются разноо
бразные культурные практики,
ориентированные на проявление детьми само
стоятельности и творчества в разных
видах деятельности. В культурных практиках
педагогом создается атмосфера
свободы выбора, творческого
обмена и самовыражения,
сотрудничества взрослого и
детей. Во второй половине дня
организуются:
детский досуг - вид деятельности,
целенаправленно организуемый взрослыми

Игра
Самостоятельные
спортивные игры
и упражнения

для игры, развлечения, отдыха.

3.2.Режим двигательной активности детей
Содержание
Группы
Утренняя гимнастика (ежедневно)
Подвижные игры во время утреннего приема детей.
НОД физическая культура (2 в зале, 1 на улице)
Физкультминутки
Гимнастика пробуждение
Оздоровительные гимнастики
Подвижные игры (на воздухе, утро, вечер) 2 р.
Спортивные игры
Спортивные упражнения: (1-2р. в неделю)
Игры с подгруппами детей
Подгрупповая работа по развитию ОВД
Игры-забавы
Игровая деятельность с использованием оборудования
физкультурного уголка
Подвижные игры и игровые упражнения
Элементы спортивных игр
Самостоятельная двигательная деятельность
Двигательная деятельность в течение дня

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1-я младшая
4-5 мин.
3 мин
10 мин.
1 мин. х 2 р.
3-5 мин.
3-5 мин.
4-6 мин.
2-3 мин.
2-3 мин. х 2р.
3-5 мин.
5 мин.
5 мин.
1 ч.30 мин.

Расписание занятий по физкультуре на 2024-2025 учебный год.
группа
1-я младшая группа
Капелька

день недели
Понедельник
Среда

время
8.55-9.05
8.55-9.05

3.3.Организация физического воспитания
Количество
правилам

и

детей

нормативам

в группах
СанПиН

соответствует

санитарно-эпидемиологическим

1.2.1.3685-21

Гигиенические

нормативы

т

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания от 28.01.2021; СанПиН СП 2.4.3648 - 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020.
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и
физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма,
формирование
двигательных
навыков
и
двигательных
качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия
следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику,
занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки,
подвижные
игры,
спортивные
упражнения,
ритмическую
гимнастику.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и
инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и
ростом ребенка.
12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляют по подгруппам 1-2 раза в неделю. С детьми
второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной
программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в
групповом помещении или в физкультурном зале.

Базовый вид
деятельности
Физическая
культура

1-ая младшая гр.
2 раза в неделю

12.5.. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и
составляет:
- в 1-й младшей группе- 10 минут.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений,
правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной
одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные,
воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют
дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности
персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации
закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность
,систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном
контроле со стороны медицинских работников.
3.4 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

Понятие
«развивающая
предметно-пространственная
среда»
охватывает
ее
пространственную организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные
характеристики имеют существенное значение.
Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно
стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса.
Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение содержанием. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная
пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное
наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и
образовательного эффекта.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы
развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы, удобной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы). Наполнение, ориентированное на
систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации
разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметнопространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детейк играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех
ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным,
здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна
соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для
данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала:
1.Гимнастическая лестница (2 пролёта)
2. Скамейки гимнастические (2шт.)
3. Мячи (набивные, маленькие)
( пластмассовые), малые, средние и большие (резиновые)
4. Гимнастический мат (3 шт.)
5. Палка гимнастическая(25 шт.)
6. Скакалка детская (25 шт.)
7. Кольцеброс/кольца
8. Обруч пластиковый детский (большой и средний)
9. Кегли цветные
11. Дуги для подлезания разновысокие
12. Конус для эстафет
13. Кубики пластмассовые
14 Цветные ленточки на кольцах
15. . Ребристые дорожки деревянные (2 шт.)
16.Узкие деревянные дорожки (2 шт.)
17. « Парашют» - для проведения игр в кругу
18. Комплекс « ТИСА»
19.Длинный мат для ползания (5 м длиной)
20.Комплекс «Альма» - поролоновые модули
21.Шнуры, косички
22. Мешочки набивные
23. Гантели (0,5 кг)
24. Тактильная дорожка
26. Погремушки
31. Диск «Здоровье» (8 шт.)
32.Платочки для ОРУ (25 шт.)

33. Туннель для пролезания « Гусеничка»
34.Гимнастические ленты на палочках (1,5 метра длина)
35. Разноцветные платочки (16 штук)
36. « Майки лидера» для проведения эстафет и подвижных игр;
37.Наглядные пособия и раздаточный материал по теме « Спорт и физическая культура».

3.5.УМК реализации рабочей программы
1.Физическое развитие детей Авторы С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова
2.Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги». В 2 частях. Часть 1 (познавательное и речевое
развитие, игровая деятельность). Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.
Мещерякова
3.Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги». В 2 частях. Часть 2 (социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие) Авторы
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
4 «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
5.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до
школы». В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
2015. Методические пособия
6. . С.Я . Лайзане Физическая культура для малышей Москва " Просвещение" 1987г.
7 . Е. Н. Вавилова Учите бегать,прыгать,лазать, метать.Москва «Просвещение» 1983г.
2007 г
8. « Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка в группе детского
сада» Верещагина Н.В.

Приложение № 1
Диагностический инструментарий оценки уровня развития( ранний возраст).

Умение ходить и
бегать не
наталкиваясь на
других
Формирование
устойчивости тела
Активность в
режимных
моментах

Физическое развитие (становление ценностей ЗОЖ)
Наблюдение
П/и «Карусели»
Карусель из ленточек

Диагностическое
задание
Наблюдение

Активность на
занятиях по физ.

Наблюдение

Навыки подлезания,
перелизания

Диагностическое
задание

Действия с мячом:
катать, бросать

Диагностическое
задание

«По ровненькой
дорожке»,
Педагог дает оценку в
процессе наблюдения за
ребенком в режимные
моменты
Педагог дает оценку в
процессе наблюдения за
ребенком
Задание: - доползи до
погремушки, - пролезь
под дугу, - залезь на
лесенку
Задания: - брось мяч в
корзину; - прокати мяч;
ты брось мне, я - тебе

Дорожка, ленточка
Окружающая предметно развивающая среда
Окружающая предметно развивающая среда. Атрибуты.
Дорожка, погремушки, дуги.
лесенка
Мячи

Карта педагогических наблюдений первой младшей группы _________________ в
2024 - 2025_году

Образовательная область «Физическое развитие» в 20
году

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

ФИО
ребенка

Умеет ходить и
бегать, не
наталкиваясь на
других детей.
Проявляет
желание играть
в подвижные
игры
сентябрь
май

Может прыгать
на двух ногах
на месте, с
продвижением
вперёд

Умеет брать,
держать,
переносить,
классика,
бросать, катать
мяч

сентябрь

сентябрь

май

май

Умеет ползать,
подлезать под
натянутую
верёвку,
перелезать через
бревно,
лежащее на
полу
сентябрь май

- 20

Игры итоговый
показатель по
каждому
ребёнку в
(среднее
значение)
сентябрь

май

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
Итоговый
показатель по
группе
(среднее
значение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».