25.02.2019
Маршрутная игра
«Самое красивое слово – мама»
Ирина Кадулина
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака
Республики Башкортостан
Предлагаем альтернативу
традиционному сценарию Дня матери – маршрутную игру. Она не требует
репетиций, воспитателям не придется учить с детьми стихи
и танцы. Пригласите дошкольников и их мам вместе пройти
по маршруту, выполнить задания и сделать общий подарок-открытку.
Такая совместная деятельность подарит положительные эмоции всем участникам.
Участники маршрутной игры «Самое красивое слово – мама»
Маршрутная игра «Самое
красивое слово – мама» посвящена любимому празднику дошкольников –
Дню матери. В ней участвуют дети старшей группы, их мамы
и педагоги. Такая игра проводится как вариант праздничного мероприятия,
чтобы привлечь детей и родителей к совместной деятельности, сблизить
воспитанников группы, родителей и педагогов, создать атмосферу праздника.
Чтобы организовать мероприятие, педагоги задействуют холлы детского сада,
кабинеты специалистов, музыкальный зал, компьютерный класс, групповые комнаты.
Перед игрой необходимо
провести предварительную работу: подготовить инвентарь и оборудование,
оформить маршрутные листы для участников, продумать задания. Данная маршрутная
игра предполагает использование компьютерной техники и интерактивного
оборудования: проектора, ноутбука, песочного и интерактивного столов. Они
помогают сделать мероприятие интересным, динамичным, положительно влияют
на активность детей, их восприятие новой информации. Если
в детском саду нет подходящего оборудования, можно использовать разные
дидактические пособия: серии картинок, тематические модели.
Как
проходит маршрутная игра.
План маршрутной игры.
1. Встреча и регистрация
участников
2. Праздничные
выступления детей
3. Вручение
участникам маршрутных листов
4. Выполнение
заданий на станциях
5. Совместное
игровое упражнение «Скажи доброе слово»
6. Общий хоровод
В день проведения
маршрутной игры воспитанники вместе с мамами собираются в музыкальном
зале, где смотрят небольшую праздничную программу и видеозапись
с поздравлениями. Видео педагоги записывают заранее. Затем участники игры
делятся на команды (по две семьи в команде). Ведущий вручает
каждой команде маршрутный лист с названиями десяти станций
и озвучивает задание – найти буквы и сделать из них общую
праздничную открытку.
Маршрутные листы должны
быть продуманы так, чтобы команды не пересекались на станциях.
Кабинеты, залы, холлы ДОО, которые задействованы в игре, должны быть
обозначены на карте соответствующими символами. Это позволит командам
свободно ориентироваться и перемещаться по маршруту.
На каждой станции
пару – маму и ребенка – встречают ведущие и предлагают
им задания. За выполненное задание участники получают карточку
с разукрашенной буквой. Сценарий мероприятия предусматривает разные
задания. Например, игры на ноутбуках заставляют участников быть
внимательными, развивают у дошкольников познавательную активность. Задание
нарисовать на песочной доске подводный мир, космос активизирует память
и воображение.
Также ведущие предлагают
выполнить детям и родителям традиционные упражнения (например, «Найди 10
отличий») и творческую работу (например, изготовить цветы в технике
оригами). Задания последних двух станций совершенствуют умения действовать
в команде, слушать друг друга. Кроме того, данные игры развивают внимание,
логическое мышление.
После прохождения станций
все пары собираются в музыкальном зале, где делают общую открытку
в честь праздника – Дня матери. В конце встречи ведущий проводит
игру «Скажи доброе слово». Дети и родители говорят друг другу добрые
пожелания.
Таким образом,
в ходе мероприятия между детьми и родителями происходит одновременно
и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры
и фантазии участников позволяет им раскрепоститься, показать себя
с новой стороны.
Сценарий маршрутной игры
представлен в приложении.
Каких
результатов поможет достичь маршрутная игра.
Маршрутные игры сближают
детей внутри группы, воспитанников и воспитателей, родителей и педагогов.
Они позволяют детям проявить себя, показать свой кругозор, лучшие качества,
почувствовать себя успешными, создают положительный эмоциональный настрой.
Маршрутная игра «Самое
красивое слово – мама» – не первое мероприятие в таком
формате, которое организовали и провели педагоги МАДОУ «Детский сад
№ 2» г. Стерлитамака Республики Башкортостан. В копилке ДОО есть
другие маршрутные игры: «Путешествие по городу», «Такая разная бумага»,
«Загадочная планета Селена», «В поисках клада Волшебницы Зимы»1. Обычно в маршрутных играх
участвует около 10 семей. Но на праздник День матери собралось 20
семей.
Цель маршрутной игры
«Самое красивое слово – мама» – создать детям
и их родителям праздник – педагоги достигли. Благодаря тому, что
семьи включились в творческую и познавательную деятельность, они
решили важную задачу – объединили всех участников образовательного
процесса. Дети с азартом выполняли задания, ведь рядом с ними были
их мамы. Родители записали в Книге отзывов свои впечатления
и отметили, что данное мероприятие позволило им поразмышлять, лучше
узнать своих детей, с пользой провести время с ребенком.
Чтобы организовать
маршрутную игру с участием родителей, педагоги тратят немало усилий.
Но если правильно спланировать и распределить роли участников, игра
приносит только радостные эмоции. Если проводить данные игры регулярно,
педагоги повысят профессиональное мастерство и подготовка мероприятия
будет требовать меньше времени.
Приложение .
Сценарий маршрутной игры «Самое
красивое слово – мама»
для детей старшей группы2
Предварительная работа:
·
снять видеоролик «Поздравление мамам» (дети
и педагоги);
·
разработать маршрутные листы (педагоги);
·
подготовить материал для творческой деятельности
(педагоги);
·
разукрасить буквы (дети);
·
распределить роли ведущих на станциях
(педагоги и родители).
Оборудование и материалы: цветные карточки;
цветные карандаши; точилки; фломастеры; клей ПВА; кисточки для клея, тряпочки
или салфетки для работы с красками и клеем; леска, клеенка или
прозрачная пленка на столы; листы бумаги формата А4 и ручки для
записей.
Действующие лица: ведущий маршрутной игры –
воспитатель, ведущие на станциях – педагоги и родители.
Ход игры:
Вступительная
часть
Взрослые сидят
на стульях. Дети под музыку из песни «Мамочка милая, мама моя! (муз.
В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой) входят в музыкальный зал
и рассаживаются на свои места.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня
мы собрались на праздник – День матери. Он появился
недавно, но уже стал любимым. Ведь мама – самый важный человек
в жизни каждого человека, и радовать ее хочется всегда. Посмотрите
на экран.
На экране
демонстрируется видеоролик «Поздравление мамам».
Ведущий: Дорогие наши мамы, дети спешат порадовать
вас своими выступлениями.
Ведущий: Мама! Мамочка! Сколько тепла таят эти
магические слова. Материнская любовь греет нас всю жизнь. Мама учит нас быть
мудрыми, заботится о нас, оберегает нас. И дети дарят мамам ответную
любовь. Посмотрите, какой танец они подготовили для вас.
Дети исполняют танец под
песню «Мамочка» (муз. В. Осошника, сл. Н. Осошник, в исп. группы
«Волшебники двора»).
Ведущий: На праздник принято дарить открытки.
Давайте мы все вместе сделаем общую праздничную открытку.
Но где же нам найти такие большие буквы? (Участники высказывают
предположения.) Предлагаю вам вместе с мамами отправиться
на поиски букв.
Каждой команде ведущий
дает маршрутный лист, по которому участники совершают «путешествие».
Практическая часть
1-я станция – «Творческая» (холл
детского сада)
В роли ведущего
станции – родитель. Он предлагает каждому ребенку сделать открытку
своей маме. А мамы в качестве ответного подарка украшают для ребенка
коробочку. Для этого они используют разноцветные нитки, сердечки, фломастеры,
клей. Открытку и подарок ребенок и мама забирают с собой.
Станция
«Творческая» (открытка для мамы)
2-я станция – «Занимательная» (кабинет
дополнительного образования)
В роли ведущего
станции – воспитатель. Дети вместе с мамами выполняют задание «Помоги
добраться до ежика» на ноутбуке. Задача – внимательно послушать
задание и составить по клеткам путь до ежика.
Станция «Занимательная» (задание
«Помоги добраться до ежика»)
3-я станция – «Песочная» (кабинет
педагога-психолога)
В роли ведущего
станции – педагог-психолог. Он предлагает участникам нарисовать
картины на песочном столе. В качестве оформления можно использовать
наборы мелких фигур по теме: «Подводный мир», «Космос», «Рассели животных
по их домикам».
Примечание: вместо
песочного стола можно использовать самодельные модели по тем же
темам.
Станция
«Песочная» (задание на песочном столе)
4-я станция – «Логическая» (кабинет
дополнительного образования)
В роли ведущего
станции – воспитатель. Участники играют на ноутбуке в игру
«Четвертый лишний». На экране появляется изображение четырех предметов.
Необходимо определить, какой предмет лишний, и кликнуть по нему
мышкой. Если ответ выбран правильно, предмет исчезнет с экрана
и появится изображение мультипликационного героя, который похвалит
за выполненное задание.
Примечание: вместо
компьютерной игры можно использовать наборы картинок.
5-я станция – «Воздушная» (холл
детского сада)
В роли ведущего
станции – родитель. Он предлагает участникам сделать
из воздушных шариков цветы, которые они забирают с собой.
6-я станция – «Угадай-ка»
(компьютерный кабинет)
В роли ведущего
станции – учитель-логопед. На этой станции участники играют за интерактивным
столом. Ведущий предлагает игру «Задуй свечу». Предварительно
он рассказывает, что на праздник всегда выносят торт со свечами,
которые нужно задуть. Дети вместе с родителями по очереди начинают
«задувать свечи», выдыхая воздух ртом в небольшой микрофон. От силы
выдыхаемого воздуха зависит, потухнет свеча или нет.
Цель игры – создать
положительный эмоциональный настрой и показать родителям, как можно
развивать у детей речевое дыхание.
Примечание: вместо
интерактивного стола можно использовать материалы для развития речевого дыхания
из профессионального арсенала учителя-учителя.
Станция
«Угадай-ка» (игра за интерактивным столом)
7-я станция – «Художественная»
(кабинет дополнительного образования «Творческая мастерская»)
В роли ведущего станции –
родитель. Он предлагает участникам сделать цветы (тюльпан) в технике
оригами. Готовые поделки дети и родители забирают с собой.
8-я станция – «Музыкальная»
(музыкальный зал)
В роли ведущего
станции – музыкальный руководитель. Он предлагает участникам выбрать
карточку, на которой нарисованы герои мультфильмов («Чебурашка
и Крокодил Гена», «Антошка», «Львенок и Черепаха», «Крошка Енот»,
«Мамонтенок»). Участники должны назвать мультфильм и исполнить
из него песню.
9-я станция – «Поисковая» (кабинет
дополнительного образования)
В роли ведущего
станции – воспитатель. Он предлагает участникам выполнить задания:
·
«Составь фигуру»: из набора цветных
геометрических фигур участники составляют по схеме изображение цветка
и домика;
·
«Найди 10 отличий»: участники берут две картинки
с изображением времени года и ищут, чем они различаются.
10-я станция – «Знайки» (холл
детского сада)
В роли ведущего
станции – родитель. Он дает каждой семье по две карточки
и предлагает выполнить логические задания:
·
«Закончи ряд»: на карточке нарисованы
геометрические фигуры; задача – дорисовать последовательность фигур;
·
«Найди путь по лабиринту»: на карточке
нарисован лабиринт, на котором ребенок вместе с мамой должен найти
путь к обозначенной цели.
Ведущий: Вы все отлично справились
с заданиями и нашли пропавшие буквы. А теперь сложим
из букв слова, а из слов – предложение.
Дети и родители
складывают слова и предложение: «Это самое красивое слово».
Ведущий: А какое слово самое красивое?
Дети: Мама!
Ведущий вывешивает слово «МАМА»
из больших букв.
Ведущий: Я предлагаю украсить буквы
в слове «МАМА».
Взрослые приклеивают
цветочки на буквы «А», дети – сердечки на буквы «М». Затем все
вместе собирают большую открытку с надписью «МАМА – это самое
красивое слово!»
Ведущий: Мы нашли все буквы и составили
замечательную открытку. А теперь давайте поиграем!
Заключительная часть
Игра «Скажи доброе слово»
Родители становятся
в большой круг, дети внутри образуют маленький круг. Участники
поворачиваются друг к другу лицом, передают цветок и говорят добрые
пожелания.
Участники водят хоровод
под песню «Большой хоровод» (муз. А. Хайта, сл. Е. Жигалкиной).
Ведущий: Дорогие мамы! Пусть ваши лица устают
только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети
будут умны и послушны, а домашний очаг всегда украшают уют, достаток,
любовь и счастье! Поздравляем вас с Днем матери!
Дети вместе
с родителями и воспитателями возвращаются в свою группу, где
может быть организовано чаепитие.