Из опыта работы. Организация творческих мастерских в ДОО.

25.02.2019

Организация творческих мастерских в ДОО.

Бутерус Е.Г.
заместитель заведующего по ВМР МАДОУ "Детский сад “Росинка”" г. Ноябрьска Тюменской области. Складанюк И.А. воспитатель МАДОУ "Детский сад “Росинка”" г. Ноябрьска Тюменской области .

Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус. Их проведение приурочивается, как правило, к какому-либо событию: празднику Осени, подготовке к Новому году и Рождеству, Светлой Пасхе, тем самым приобщая детей к традициям семьи, общества и государства.

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских, а также примерный сценарий одной из них представлены в данной статье. 

Родители, бабушки, дедушки — это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что также продиктовано современными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:

·         содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·         сотрудничество ДОО с семьей;

·         приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:

·         объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·         обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в МАДОУ «Детский сад „Росинка“» стала организация творческих мастерских с участием педагогов, воспитанников и их родителей.


Перечень материалов, необходимых для организации работы творческих мастерских:

• изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.);

• дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

• природные материалы (сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т. д.);

• бросовый материал;

• ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.;

• материалы для творчества: фигурные компостеры (дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, штампинга и др.;

• клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

• скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский —
с рисунком);

• 3D-наклейки.


 

Основная цель работы творческих мастерских — укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

·         знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

·         развитие творческих и дизайнерских способностей;

·         формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческие мастерские организуются в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

В качестве примера в приложении 1 представлен сценарий проведения творческой мастерской «Дорого яичко ко Христову дню».

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап — непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО, представленный в приложении 2.

Приложение 1

Сценарий проведения творческой мастерской
«Дорого яичко ко Христову дню»

Цели:

·         знакомство детей и их родителей с техникой декупажа, ее возможностями в  дизайн-оформлении пасхальных яиц;

·         расширение представлений о празднике Пасхи;

·         укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

·         обучающие: формирование умения создавать с помощью бумажных салфеток пасхальные мотивы на округлой форме яйца, использовать декоративные элементы для украшения;

·         развивающие: развитие дизайнерских умений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;

·         воспитательные: формирование чувства радостного ожидания главного православного праздника — Пасхи; воспитание художественно-эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости; формирование заинтересованного отношения к результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

 

Оборудование:

·         для детей и родителей: яйца (исходя из имеющихся возможностей: вареные, полые или деревянные (гипсовые) заготовки), ножницы, кисти клеевые, емкости с клейстером, декоративные трехслойные бумажные салфетки с различными орнаментами, тематическими рисунками, символизирующими пасхальные события (цыплята, солнце и пр.); декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.);

·         для педагога: изделия, выполненные в технике декупажа; гипсовая заготовка, ножницы, кисть клеевая, емкость с клейстером, декоративные бумажные салфетки, декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.); аппаратура для показа презентации и прослушивания аудиозаписей.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник», колокольный перезвон.

Презентация: «Пасхальный декупаж». Хочу такой сайт

Участники: Хозяйка (воспитатель), воспитанники подготовительной группы и их родители.

Ход деятельности:

(Хозяйка творческой мастерской читает стихотворение.)

Пасхальный благовест

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)

Хозяйка: Всем добрый вечер: и тем, кто стал постоянным участником наших творческих мастерских, и тем, кто сегодня пришел в первый раз. Я рада вас приветствовать. Наша встреча посвящена приближающемуся празднику. Вы, конечно, знаете, как он называется?

Участники: Пасха!

Хозяйка: Совершенно верно, Пасха — светлый, счастливый день Воскресения Христова. История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. С Воскресением Христовым связаны определенные традиции и обычаи. А как готовятся к этому дню в вашей семье?

Участники: Печем куличи, красим яйца, готовим творожную пасху.

Хозяйка: Один из символов Пасхи — крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Православные верующие дарят яйца друг другу при пасхальном целовании и произносят приветствие: «Христос воскресе!». По преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа — Мария Магдалина. Кто может рассказать нам об этом предании?

(По заданию Хозяйки творческой мастерской одна из семей заранее знакомится дома
с преданием о красном пасхальном яйце и рассказывает о нем в ходе встречи.)

Участники (подготовившие домашнее задание):

Когда Христос воскрес из мертвых, Мария Магдалина пошла к римскому императору, чтобы поделиться с ним этой радостью. Но с пустыми руками к императору ходить было не принято. Люди приносили, что могли, каждый по мере возможности. Мария Магдалина принесла обыкновенное куриное яйцо и, передавая его, сказала: «Христос воскресе!». На что император улыбнулся и возразил, что из мертвых не может воскреснуть никто — это невозможно так же, как невозможно превратить белое куриное яйцо в красное. И как только он произнес эти слова, яйцо стало красным. Тогда удивленный император с восторгом воскликнул: «Воистину воскресе!».

Хозяйка: С тех пор в нашу жизнь вошел обычай украшать яйца ко Христову дню. Такие яйца называют писанками (расписанные узором), крашенками (окрашенные), крапанками (от украинского слова «крапать», т. е. покрывать каплями). В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями и чистыми руками они приступали к работе. Пока мастерица создает писанку, она держит в руке яйцо довольно долго, около трех часов, и постоянно думает о том, для кого оно пишется.

Любую писанку можно «прочитать» по символике ее цвета и рисунка. Так, узоры исполнялись в стилизованной форме, наделялись глубоким смыслом, были символичны. Символика их разделяется на несколько групп: христианская, растительные и животные, солнечные и геометрические символы.

(В зависимости от состава и возраста участников творческой мастерской
Хозяйка обращает их внимание на некоторые элементы христианской символики,
а также кратко рассказывает о символах,
представленных на используемых для подарка салфетках.)

Хозяйка: Как вы думаете, что символизируют конь, паук, звезда, кольцо?

Участники: Паук символизирует трудолюбие и терпеливость, конь — силу, звезда — нравственную чистоту, человеколюбие, кольцо — это символ материнства и знания.

Хозяйка: Не только рисунок, но и цвет писанок имеет свое значение. Например, белый, основной цвет яйца, символизирует чистоту, божественное начало. Как вы думаете, что символизируют голубой, зеленый, коричневый цвета?

Участники: Голубой — цвет небесной Богоматери, он символизирует божественное духовное знание; зеленый — здоровье, жизнь; коричневый — принадлежность к земле.

Хозяйка: В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий — например, хозяева со слугами и т. д. Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки — символа чистоты, красоты, нежности и плодовитости; мальчикам — писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим, как дуб. Женщина, которая хотела иметь детей, расписывала яйца цветами и дарила их детям. Знатные, состоятельные люди могли позволить приобрести себе или подарить кому-либо дорогие ювелирные яйца. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, Московском Кремле, Государственном историческом музее, Музее народного искусства и др. Существует поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню». Кто из вас знает, что она означает?

Участники: Так говорят тогда, когда все выполнено вовремя и в срок.

Хозяйка: Правильно! Поэтому именно сегодня, в преддверии Великого праздника, мы с вами будем украшать яйца в подарок нашим близким, дорогим и любимым людям.

Яйцо — символ солнца, любви и надежды.

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

В этом нам поможет техника декупажа. Что это такое?

(Участники рассказывают, что они знают о технике декупажа.
Хозяйка дополняет их и рассказывает об истоках декупажа.)

Хозяйка: Название технологии декупажа произошло от французского слова «decouper», что означает «вырезать». У декупажа долгая и интересная история, которая берет истоки у различных стилей, из многих стран. Сегодня эта техника снова в моде. Для ее освоения необходимы три главные вещи: декоративные трехслойные бумажные салфетки с изобразительным мотивом, клей и предмет, которому вы решили придать необычный вид. Как вы уже догадались, декупаж — это самая настоящая аппликация. Сегодня мы с вами попробуем освоить эту технику. Для этого у вас на столах есть салфетки, яйца, декоративные элементы.

(Хозяйка рассказывает участникам встречи о технологии предстоящей работы.)

Хозяйка: Сначала вам необходимо вырезать понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки. Затем осторожно отделить верхний красочный слой, расположить рисунок на форме, нанести клей сверху и распределить его от центра рисунка к краям. Оставшиеся белые участки можно закрасить акриловыми красками (с помощью губки отрывистыми промакивающими движениями). Такой способ покрытия создаст эффект фактурности. Особо нарядно смотрятся акриловые перламутровые краски.

Когда клей и краска высохнут, можно украсить рисунок цветными блестками и объемными элементами. Участки рисунка, которые будут декорироваться блестками, обводятся с помощью клеевой ручки (это может быть символика ХВ — Христос Воскресе, контур рисунка или его часть). Затем необходимо присыпать данный участок блестками, через несколько минут стряхнуть лишние. В соответствии с задумкой заготовка украшается объемными 3D-элементами (цветами, бабочками на основе двустороннего объемного скотча, лентами, пайетками, бисером).

Самостоятельная работа под руководством педагога

Хозяйка направляет творческий процесс согласно технологическим этапам, оказывает детям и их родителям необходимую помощь.

Подведение итогов

Хозяйка: Наша встреча подошла к концу. Уважаемые участники творческой мастерской, вам понравилась наша встреча? Что нового вы узнали? Что особенно вам запомнилось?

(Участники творческой мастерской делятся своими впечатлениями.)

Хозяйка: Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Светлая Пасха — праздник весны, надежды. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нем, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому. Радости вам и приятных сюрпризов.

Приложение 2

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

I. Предварительная работа

1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

II. Проведение творческих мастерских

1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

5. Заключительный этап:

·         подведение итогов;

·         проведение рефлексии;

·         обмен подарками.

III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ

  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».